Андрей (Витальевич) Василевский (avvas) wrote,
Андрей (Витальевич) Василевский
avvas

"ПОЛИТ.РУ"

Андрей Левкин
"Неформат", еще одна попытка




"У Осокина в этом ряду вполне романтический монолог со всеми этими милыми штучками вроде графики абзацев, принципиального отсутствия прописных букв, некоторых уж вовсе стихов в прозе, а также - конкретно стихов ("верхний услон плюс франция"). В сумме получается один длинный текст. Драм-машина, которая стучит у Данилова, тут не работает, и все это накопление приятных фактур напоминает литературу второго ряда конца восьмидесятых. Это чудесно, что тренды возвращаются, но только чего ж это они всякий раз возвращаются с чистого листа? Ну, я тут как бы напал на Осокина, но это только потому, что здесь он крайний – в серии.

Вообще есть прямое заявление Зоберна о том, какую литературу хочет представлять серия. Он определил ее как "неформатную мастерскую прозу последних 20-ти лет". А с такой литературой есть объективная неприятная проблема. Она в том, что "неформат" имеет свою традицию. Не традицию даже, а инструментарий, который, честное слово, обширен. Сведение "неформата" к тому, что просто не совсем похоже на нарративный мейнстрим, определит лишь российский извод такой прозы. Вариантов письма, не являющегося строго фабульным и линейным (пусть для простоты будет такое слабое определение), а) много и б) они тоже развиваются. В конце концов, Стерн уже когда был. Разумеется, кто ж его, Стерна, знает, что он там имел в виду, но ведь и то, что пояснял по его поводу Шкловский, также не является основой инструментария для лиц, решивших теперь заняться неформатом.

И каждый раз такой неформат начинается заново. Самое очевидное объяснение – "новые неформатщики" просто не читали то, что считалось неформатным раньше. Я вот сомневаюсь, что Осокин знает, допустим, Соснору или того же Леона Богданова. То есть, он-то может и читал, но сложно представить, что его читатель – тот, на которого он рассчитывает - имеет Богданова в своем анамнезе. Что, разумеется, уже проблема серии. Можно еще проще: "неформат" со стороны всегда двоится: он в том, что пишут или в том, как это делают? Причем, из второго варианта следует первый, а обратное неверно.

Это объективная проблема: так уж получилось, что за читателем трудно предполагать знание всего этого, к тому же сами формальные моменты письма с чистого листа отнимают не по чину много времени. При этом, разумеется, речь о серии, рассчитанной на неопределенный тип читателя – который пока, кажется, не сформирован. Это, опять же, не аудитория НЛО, которая понимает, где она находится и знает слова, которые могут употребить тамошние авторы.

Надо полагать, неформатное письмо без особого инструментария, примерно - наивный неформат - может оказаться кстати для определенного неопределенного круга читателей . Соответственно, это дает шанс как серии, так и для того, чтобы - через серию - этот неформат как-то укоренился, чтобы уж не всякий раз с ноля. Потому что нет, конечно же, на свете никакого неформата, это просто литература другого типа. Бывает же, например, музыка, где не поют, и это даже не рингтоны..."

http://www.polit.ru/culture/2011/05/01/al010511.html
Tags: Андрей Левкин, Денис Осокин, Дмитрий Данилов, Олег Зоберн, книги
Subscribe

  • журналы

    "НОВЫЙ МИР", 2021, № 4 - открыты для чтения следующие материалы: Игорь Вишневецкий - ЭЛЕГИЯ И ВЕНОК СОНЕТОВ…

  • журналы

    "НОВЫЙ МИР", 2021, № 4 - открыты для чтения следующие материалы: И. Фунт, Л. Дубаков, А. Чанцев, Е. Кремчуков, И. Федоровский, Н. Носов, В.…

  • журналы

    "НОВЫЙ МИР", 2021, № 4 - открыты для чтения следующие материалы: Анатолий Рясов - МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА. Рассказ…

Comments for this post were disabled by the author