Андрей (Витальевич) Василевский (avvas) wrote,
Андрей (Витальевич) Василевский
avvas

читая ленту: как Лера Пустовая за книжками ходила

Оригинал взят у pustovayava в ВВЦ ПРОТИВ ЦПКиО: об одном преимуществе официоза перед альтернативой
Прокатилась по СМИ волна сообщений о расплодившихся книжных ярмарках - например, обозреватель "Московских новостей" сравнивает три и более.

Пафос этих сообщений ожидаемый: официозная ММКВЯ зажралась. Пора придумывать альтернативу.

ММКВЯ работает для потребителей, ну а альтернатива - для искусства. На ММММКВЯ Устинова, а у альтеррррнативы Полозкова с Горалик.

То есть - звезды для тех, кто "в теме".

ММКВЯ и вправду все больше походит на базар. Причем базар дорогой - времена, когда (как по старинке пишут обозреватели в заметках) на ярмарку приходили пенсионеры с тележками закупать книги по издательским ценам, канули тудыть. Сейчас средняя стоимость книги на ярмарке - с картинками и без - триста рублей.

(Ничего, в центральном книжном "Москва" вообще по четыреста прозу продают. Не говоря о литературных журналах за пятисотку.)

Альтернатива всегда соблазнительна, тем более что вообще люди склонны поддерживать того, кто еще не забронзовел - только начинает и вроде как понарошку.

и мне страшно захотелось попасть на Bookmarket, в парк Горького, тем более что программу там обещали собрать из сливок - ведут, мол, Полозкова с Гавриловым, выступают Горалик с Быковым, читают Улицкую с Ходорковским. Плюс к тому театр, компьютерные новшества, буктрейлеры.

Ну и книги, от самых альтернативных таких издателей (хотя Эксмо тоже засветилось).

Что характерно - в Интернете полно анонсов мероприятия, но почти нету отзывов. Я, однако, в самый дождь, бросив наполовину не сделанную работу, в резиновых сапогах и хвост задрав, поцокала в цпкио.

А там пусто.

То есть стенды-палатки есть, бренды обозначены, два парня шевелятся перед мониторами (новая компьютерная игрушка, которой управляют всем телом), компания хохочет над карточками "Мосигры" (такая славная страна игр, мне рекомендовали карточки "Зельеварение"), подростки бросают тарелку, на огромной сцене экран и ряды стульев, неизвестный мужик агитирует в микрофон: "Воруют? Да, воруют. Но ведь и в США тоже!" (личность мужика не установлена)

Но ни книжек, ни Полозковой, ни движухи. Только целлофан отсыревший.

Тут-то я поняла существенное все же преимущество зажравшейся ММКВЯ перед вольной альтернативой: ММКВЯ не закрывают из-за дождя.

Стало очень обидно. Что же мне, делать нечего? И уж написали бы по крайней мере на сайте, что в случае непогоды вся поляна смоется.

У меня, правда, йокнуло сердце у стенда БСГ-ОГИ: главной целью моей была книжка Линор Горалик, которая, конечно, выложена тут, но ведь хочется свою и в переплете (о плюсах бумажных книг).

А вышла книжка в ОГИ. Ну я и спрашиваю, с радостью увидев, что продавец подзадержался. Нет, говорит, тот, у кого книжки ОГИ, ушел уже.

У меня хватило упорства тут же смотаться в клуб, где "тот, у кого книжки" постоянно работает, в клубе презентация завтра, а завтра я не смогу, мне сегодня надо, - нет, говорят, даже не слышали о такой книжке. Ничего, думаю, услышат. Я решила быть последовательной и вернуться к условленному для презентации времени в парк Горького. Хоть не книжку, послушаю ее саму.

Но ехала без уверенности, и до последнего казалось, что и Горалик, как остальные участники альтернативной ярмарки, свернет программу.

Предания не врут, труд и быстрые ноги все перетрут. Увидела я и Гаврилова (читал новую книжку Горалик, читал с выражением, иногда сбиваясь от холода, "я уже проёхал весь путь"), и саму Горалик (следила потупившись за исполнением Гаврилова по книжке, как учительница за нотами, сама высказывалась поспешно и помалу), и закутанную в кожу и текстиль Полозкову, и веселую Лукас, и даже Дмитрия Кузьмина, издавшего Горалик и, не дожидаясь инициативы от "Культурной инициативы", самостоятельно продававшего ее книжку по 50 р. Все были, что характерно, в черном.

Какой смысл сидеть съежась и читать из книги, которая тут же продается, я не поняла. В "Алисе в Стране чудес" в аналогичном случае мокрых гостей сушили подвижной игрой. В книжке Горалик тоже есть игры - такие, в которые, по ее представлению, играют в аду. Очень душеспасительные. Вот и надо было организовать - кажется, та, что она зачитала, в Христа и беса, вполне бы подошла.

Последним из представителей издательств поле воды покинул обаятельный молодой человек от питерского "Комильфо" (издавшего в том числе и Ольгу Лукас). То есть когда я уходила - он еще был на посту и какая-то девушка готовилась купить у него книжку-безделушку за 350. Надеюсь, его ждем повышение.

А что до ММКВЯ - я оттуда тоже с пустыми руками не ушла. Правда, смотрела в основном не книжки, а иллюстрации (тут лидер "РИПОЛ", у них даже была книжка с картонным 3D - та самая "Алиса в Стране чудес", 750 р., едва не купила), блокноты (ИД Мещерякова - приобрела логотипную тетрадку с медведем и блокнот для офисных работников, с встроенными страничками для игр и рисовалок на совещаниях, теперь думаю, кому подарить), игры (за те же 750 р. можно было купить набор юного надувателя - шарики и насосик, заниматься воздушной скульптурой, еще заинтересовала книга про мыловарение в домашних условиях).

У нашего "Октября" на ярмарке было мероприятие - 200 лет Белинскому, презентовали шестой номер. Многие спикеры заболели, а также не пришли обидевшись на то, как их расписали наши авторы (к слову сказать, расписали в лучшем виде, только Бойко вытянул тигровый билет, зато эссе о нем точно не пролистнут; обиделся, кстати, не Бойко). Презентация прошла славно, девушки-критики (авторы номера) выступили по делу и от души; нас, правда, немного задержали представители церкви - у них конференц-зал был полон, праздновали издание 40 томов Феофана Затворника, я его читала немного, утешительное и дисциплинирующее чтение, но не знала, что читать осталось 39 томов,- и наши уже стали шутить по поводу отношения Белинского к религии, ехидная Ремизова заметила невинно: "Это перед нами зал собрались окропить?"

Я немного комплексовала, что людей мало у нас. Всегда думаешь - от недостатка средств. Мероприятие получается хорошее, а средств развернуться - нету.

Но утешилась, когда увидела, что на конференции о литературе, кино и медиа, куда приглашены были сплошь профессора - ведущие критики - лучшие издатели, слушателей было никак не больше. И вероятно, от того, что все друг другу сказано, а кроме как друг другу, и некому говорить, - выступления (которые удалось застать мне) были мало содержательные. То одна женщина говорила, что издатели "сами должны выбрать, занимаются они бизнесом или культуртрегерством", то писатель под псевдонимом Мастер Чэнь хвалил красоту и ум своего литагента, а по поводу темы заседания выдал: "да не знаю я , что такое жанр. Я ж не филолог. Я историк..."

В итоге мне больше понравилась проходившая по соседству презентация писательских проектов для кино - по сути просто еще один способ рекламировать новинку. Ольга Лукас показывала великолепные фото российских городов - как иллюстрации к ее со Степановым новой книжке (АСТ).

И сухо нам было, да, и тепло.
Tags: Валерия Пустовая, книги, писатели, читая ленту
Subscribe

  • журналы

    Дмитрий Данилов. Серое небо. NY, «Ailuros Publishing», 2017, 68 cтр. Частенько бывает так, что поэт или прозаик долгое время существует в общем…

  • журналы

    Саша Щипин. Бог с нами. М., «Э», 2017, 288 стр., 3000 экз. Первое, чем приятно удивляет этот роман, так это изощренностью письма «начинающего», как…

  • город

    Москва, Пушкинская площадь, 28 февраля фото © avvas, 2018

Comments for this post were disabled by the author