Андрей (Витальевич) Василевский (avvas) wrote,
Андрей (Витальевич) Василевский
avvas

читая ленту

Оригинал взят у agavr в к обсуждению
я хотел вытащить в Вслух такую тему: Поэзия и блоги. но не про маркетинг стихов, а иначе.

в 70-х (которые в СССР, как мы понимаем, длились до 1985-го включительно) важной частью поэтической работы, ощупывания границ возможности поэтического высказывания, был верлибр. у ютих трудов вполне себе есть и наследники, и пользополучатели - от, условно говоря, Верочки в новом альбоме до, к примеру, Кирилла Медведева.
однако, в 90-х с русским словом случилось важное (и этот процесс мы можем рассматривать как завершенный). появились блоги как важная часть коммуникации - и социальной, и в области искусства. мне уже во всяких статьях и лекциях случалось приводить этот пример как образец воздействия технологии на литературу: так же, как телеграф и газеты вызвали к жизни роман с продолжением диккенсовского типа, так и блоги реанимировали миниатюру и фрагмент как действующие жанры русской литературы.

в этих прозаических формах слово работает именно так, как Тынянов описывал слово поэтическое: в единстве и тесноте словесного ряда.
единство обеспечивает сравнительно небольшой объем высказывания и внутренний ритм, теснота, как и было сказано, "динамизирует", "затрудняет" слово, переносит центр тяжести смыслового приращения с синтаксиса на зазоры между слов, на смыслы, самозарождающиеся в молчании от соседства слов. понятно, что большинство читателей блогов в эти тонкости не вдается, но они и верлибра не понимают, и трюфель за гриб не считают.

понятно, также, что в терминах Тынянова (не напрасно руганного Гаспаровым за "темноту") основная разница между словоупотреблением в верлибре и конвенциональном стихе, с одной стороны, и в малых прозаических жанрах, с другой, лежит именно в установке на сукцессивность первых и симультанность вторых, но мы сейчас в это вдаваться не будем. тем более, что опытные авторы малых жанров умело с этим боролись - если кому-нибудь когда-нибудь и почему-нибудь будет интересно, могу показать, как Розанов сталкивает в своих "опавших листках" два симультанных элемента для достижения полного зацикливания читательского внимания (самый показательный - фрагмент про Боборыкина).

но это в сторону. важно другое: на наших глазах произошло размывание той работы, которая была предпринята целым поколением все еще живых и активно работающих поэтов - размывание не за счет отвержения, а, напротив, за счет половодья трудящихся на той же ниве, зачастую не слишком осознавая, что именно они делают. блогеры оказались на той же границе, где искали истину верлибристы, и затоптали все улики. работа с лирическим верлибром, привлекавшая в 70-х и большое общественное внимание, и спорщиков, и много усилий, сегодня фактически исчезла из поля зрения. значимый, качественный же верлибр сместился скорее в сторону лиро-эпического высказывания, странным образом выжил, нагрузив на себя много более "прозы" - сюжеты, персонажей и проч.
Tags: поэзия, читая ленту
Subscribe

  • ***

    esquire.ru Правила жизни Владимира Даля Хотите или нет атмосферу называть «мироколицею» и «колозимицею»…

  • журналы

    "НОВЫЙ МИР", 2021, № 9 - открыты для чтения следующие материалы: Георгий Давыдов - ТЕАТР ТЕНЕЙ. Тетрадь первая…

  • журналы

    Сентябрьский номер "Нового мира" открыт для чтения на сайте: http://www.nm1925.ru/Controls/Archive/Journal6_2021_9/Content.aspx Октябрьский номер…

Comments for this post were disabled by the author