Андрей (Витальевич) Василевский (avvas) wrote,
Андрей (Витальевич) Василевский
avvas

"Бельские просторы"

Кирилл Анкудинов о сентябрьских номерах толстых журналов

«Новый мир» № 9: Вопль посреди чабреца

"«Новый мир» издал «Вопль впередсмотрящего».

Так называется повесть культового в некоторых литкругах владимирского писателя-почтальона Анатолия Гаврилова. Она писана короткими предложениями-абзацами «из школьных учебников» (такими как «ионы состоят из анионов и катионов» или «детство Николая Васильевича Гоголя прошло в деревне»). Постепенно из всей этой сухой чересполосицы, словно на «загадочной картинке», начинает вырисовываться главный герой – мальчишка-школьник, потом проступают перипетии его будней. Гаврилов чрезвычайно точен: по отбору фоновых «учебниковых цитат» возможно легко опознать и место действия повести (шахтёрское Приазовье), и время действия (позднепятидесятые-раннешестидесятые годы); так что когда эпизодическая героиня, спившаяся актриса, начинает «цитировать Бродского», это, конечно же, ошибка-анахронизм. Мало-помалу сюжет принимает полудетективный характер: появляется загадочный «человек в белом плаще» Борис Петрович, втягивающий малолетнего героя в мелкое воровство, всплывают иные тайны. Впрочем, всё завершается ничем (экзерсисом, изящной закольцовкой, ответвившейся боковым извивом от главного сюжетного русла).

Читать экзерсис Гаврилова небезынтересно, но утомительно по причине крайней формалистичности исходных авторских установок.

Остальная проза девятого «Нового мира» – переводная: это окончание романа украинской писательницы Наталки Сняданко «Чабрец в молоке» и два рассказа Германа Гессе («Раритет»). Гессе таков, каков везде (благородный, классичный, культуроцентричный); а Наталка Сняданко на сей раз меня разочаровала (я ожидал от «Чабреца в молоке» большего).

На просторах нескончаемого романа Сняданко царит самодовлеющая старательно-механическая описательность: описывается всё что угодно – путевые впечатления посредственного советского журналиста Зенона (отца героини – Лили), бытовые привычки отчима Лили, школьные учительницы Лили, воспоминания матери Лили о когдатошней поездке к морю в компании двух поклонников, скучные причуды любовника дочери Лили издателя Сильвестрова. Читаешь «Чабрец в молоке», и складывается впечатление, что коротаешь сутки за страницами добротной восточноевропейской прозы социалистических времён – чехословацкой, венгерской или словенской – но, во всяком случае, не польской (маловато эмоций) и не гэдээровской (не хватает немецкой жёсткости). Воистину Украина – не Россия: она продолжает жить «до катастрофы», на её календаре – вечный 1982-й год, тихое время часовщиков и фотографов.

Поэзия сентябрьского «Нового мира» разнокалиберна. Открывающий номер Алексей Пурин («Коту и петуху») нежданно стал похож на Кушнера (помолодевшего, посвежевшего и, дерзну добавить, поумневшего). Как всегда, замечателен в своей многоцветно-ориентальной акмеистичности Михаил Синельников («Среди земного плена»). Бесхитростны этюды Игоря Божко («Романс о запахе»). Ну и без Алексея Цветкова (старшего) не обошлось. Подборка под заголовком «Забытый воздух»; пять стишков: два безнадёжно плохих, два сносных и одна стилизация «под Древний Китай».

Во второй половине «Нового мира» снова всё достойно, респектабельно, занимательно и высокопрофессионально. Вот большая статья Андрея Ранчина «История “для бедных”. Русские древности на телевидении, в кинематографе и в просветительской литературе» (историк Андрей Ранчин прекрасно разбирается в своём предмете, критичен по делу и разве что слишком нетерпим к чужой глупости). Вот трогательные воспоминания Ольги Канунниковой о переводчике Соломоне Апте («Я сам рассмешиваться рад…»). Вот исследование филолога Олега Лекманова «Осип Мандельштам в пародиях» – потенциальное украшение любой научной конференции.

И в который раз вынужден повторить: опять в «Новом мире» нет литературной критики (за исключением рецензий).

Что же это такое".

http://bp01.ru/public.php?public=2114
Tags: "Новый мир", Кирилл Анкудинов, журналы
Subscribe

  • журналы

    Дмитрий Данилов. Серое небо. NY, «Ailuros Publishing», 2017, 68 cтр. Частенько бывает так, что поэт или прозаик долгое время существует в общем…

  • журналы

    Саша Щипин. Бог с нами. М., «Э», 2017, 288 стр., 3000 экз. Первое, чем приятно удивляет этот роман, так это изощренностью письма «начинающего», как…

  • журналы

    "НОВЫЙ МИР", 2018, № 2 - открыты для чтения следующие материалы номера: Сергей Костырко - КНИГИ…

Comments for this post were disabled by the author