Андрей (Витальевич) Василевский (avvas) wrote,
Андрей (Витальевич) Василевский
avvas

читая ленту

Оригинал взят у iraan в Лютый Змай, он же Дракон Балканский
.. есть драконы азиатские и драконы европейские.
Есть драконы сказочные и драконы библейские.
А есть драконы – балканские.

Итак, Балканский Лютый змей – дракон с человеческим лицом

..ну, внешние признаки драконов известны:
-рептилия одноголовая или многоголовая,
-умеет летать.
-может жечь огнем или глаголом; когда употребляет последнее оружие – соблазняет девиц.

Если девицы не вдохновляют на глагол, то бывают сьедомы.
Дракона можно убить или приручить, но с ним – невозможно подружиться.
Слишком уж эта рептилия горда и эгоистична.
Балканский Лютый змей - это дракон с человеческим лицом.
Гуманист, мыслитель, воин


Верный друг, союзник и помощник.
Патриот
Христианин.
Девушек соблазняет,а не ест.
И вообще ведет себя вполне прилично для среднего века, чем не каждый персонаж западноевропейских хроник может похвастаться.
И даже дешевые фокусы с огнем не в его натуре.
Он сдержан и не пугает спецэфектами, не кроется за дымовой завесой, а просто строго рвет на скучные, ровные рациональные части.
Он даже выглядит не просто как земноводное с крыльями, но имеет орлиные ноги и покрыт волчьей шерстью.
Просто пушистик мимишечный, согласны?
Нет?!
... вы любите ящериц с липкой кожей?
Да и потом в этом обличии он пoчти не обитает, предпочитая только на время битвы превращаться в волчье-орлино-драконье существо.

В мирной жизни дракон балканский живет в горах- на Ястребце, на Шарпланине, на Авале, на Ночае- на тех высотах, куда даже соколы не залетают, а если и спускается вниз, то лишь затем, чтобы обольстить какую-нибудь девушку, которая после этого обязательно рожает героя.
Видимо балканских девушек этот расклад устраивал и в балканском фольклоре мало душещипательных сюжетов о том, как злой тиран уволок нежную деву в свою пещеру с целью надругаться, а рыцарь начинает материться молиться, собираясь на подвиг.
Балканский дракон дев в пещеру не тащит, предпочитая холостяцкие радости, но как офицер и джентельмен, он заботится о потомстве, которому передает все свои технические характеристики.

И поэтому в балканском фольклоре полным полно змееликих героев-

Марко Кралевич- сербский герой, умеющий превращаться в волка и змея;
Змай от Ястрепца- такой же сын- трансформерс легендарного Ястребского Змея;
Милош Обилич, убивший султана Мурата на Косовом поле;
Банович Страхиня – рыцарь и джентельмен сербских легенд, чье рыцарство заключается в том, что он мог убить неверную жену, но.. великодушно ее оставил в живых;
деспот Стефан Лазаревич- вы думаете он сын князя Лазаря?. зря, его мать княгиня Милица любила горные прогулки, поэтому Стефан- Золотой Змей;
Вук Гргуревич,он же Вук Бранкович, он же Змай Огненный Волк- легендарный Огненый волк, который появляется в легендах многих славянских народов. Дракон, человек, и святитель.
Святой дракон, построивший десятки монастырей на Фрушкой Горе.
Реально существующих монастырей;



Васа Чарапич или же Змей Авалы – символ освобождения Сербии. Васину улицу в центре Белграда знаете?.. ну, возле театра и лошади с Михайлом?;
хитроватый и плутоватый Реля Крилатица;
воевода первовй мировой Стојан Чупич, он же Змей Ночая;
Лютица Богдан,
Банович Секула…

Кстати, когда вы начнете узнавать биографии этих героев, то с удивлением узнаете, что многие были вполне реальными личностями и даже жили не в далеких мифологических временах, а, как например Змай Ночая, вообще в начале ХХ века, и свои папы у них тоже были, что ..хм, не мешало им в народных легендах становиться сыновьями драконов.

Даже известный детский писатель в Сербии и тот не дядя Степа Сергей Михалков, а дядя Йован Йованович Змай.

Это в европах с драконами герои боролись, драконоборцы поднимали пики и умирали от яда "червя зломерзкого", несмотря на весь свой героизм.
Балканы знaли точно, что наш Змей Лютый – друг и помощник.

А какже драконоборческая традиция? А как же Святой Георгий?

А здесь все просто.
Святой Георгий у сербов не Дракона убивает.
И даже не Змея.
А Аждаху или Аждаю.
Злую турецкую Аждаю.
Змею злую и как раз европейскодраконообразную, с крыльями там, раздвоенным жалом, огнем и прочими дьявольскими атрибутами.
Аждаю и алу ненасытную турецкую.Змею, не Змея, не Дракона!.

И даже орден, созданный для победы над турками на Балканах назвали – орден Змея или Дракона – Draconistrarum. Папа Влада Цепеша именно потому, что был членом этого ордена стал именоваться Дракулой и передал своему маленькому сыночку Владимиру Владимировичу тоже Владу это самое прозвище, которое европейские писатели так опошлили.
Дракон – знак войны, но освободительной, поэтому как символ мощи и праведной битвы он изображался и на шевронах.
А в балканских преданиях герои назывались еще и змайоносци- те, кто был носят драконий знак, т.е. являются борцами за свободу и справедливость.
В современном сербском языке до сих пор нет плохих сравнений, связанных с образом Лютого Змея.
Наоборот, когда хотят похвалить так и говорят- Ти си змај, свака част!
И я, когда получаю комплимент - жена- змај, то русская часть меня до сих пор ежится, а сербская - расцветает.

Змай Ночая:

Tags: дракон, читая ленту
Subscribe

  • * * *

    Оригинал взят у paslen в Ретроспектива Гелия Коржева в Третьяковке на Крымском валу Тут две темы, переходящие друг в друга – выставка…

  • разное

    Павел Спиваковский: Иллюзии «Медного всадника» О том, как Пушкин предвосхитил открытия ХХ века, касающиеся темы общей для всех реальности…

  • разное

    Мандельштам в записях Александра Гладкова http://www.colta.ru/articles/literature/7749 В Музее Москвы открывается выставка "Духовка и нетленка.…

Comments for this post were disabled by the author