Вениамин Блаженный. Верлибры
Минск, Новые мехи
"Умерший в 1999 году минский поэт Вениамин Блаженный (Айзенштадт) издан за последние 20 лет во вполне приличном объеме, но до сих пор не до конца открыт. В истории русской литературы эпохи после репрессий и блокады он, может быть, больше всего подходит под миф о проклятом поэте: много сидевший по психбольницам автор по сути одного нескончаемого, 60 лет писавшегося текста — молитвы-поругания Господу и его миру, плача обо всех погибших существах (животных больше, чем людях) и о себе едва живом, переходящего в даже сейчас удивляющую сексуальную исповедь. В этой книжке представлена довольно небольшая часть его наследия — тексты, написанные свободным стихом. С верлибром Блаженный начал экспериментировать в 1940-х, в следующие десятилетия прибегал к нему очень редко, и только с конца 1980-х сделал более-менее постоянной формой своих стихов. С этими текстами — необычная история. При том, насколько впечатляет в них новаторское усилие (особенно в тех, что написаны в 1940-е, практически в литературном вакууме), верлибры Блаженного более легки, чем его традиционные стихи. В них он будто бы позволяет себе говорить гораздо свободнее (в соответствии с названием формы). Обычная для его стихов невыносимая речь почти безумного трагического героя становится просто разговором о тех же вещах человека с обостренным чувством боли жизни. "Годы, // Незримые существа с засученными руками палачей, // Превратили меня в ветхий мешок, // Из которого торчит то осколок какого-то стихотворения, // То, простите, вовсе неописуемое — // Назовем это ущербной ложкой"".
http://www.kommersant.ru/doc/1895727