Сергей Шаргунов «Скандал», рассказ.
Интересный рассказ. Вроде бытовой, такая архивная семейная история, рассказанная ровным тоном. Но страшноватый, неоднозначный. А это самое интересное, когда неоднозначно. Будто из рук выворачивается.
«...У него тоже слезы прыгали в глазах, он увидел серую худую птичку, потянулся за ней, погнался и выбежал к огороду — перекопанному, в круглых комьях земли размером с младенческие головы. Птичка вспорхнула и испарилась в сером влажном небе. Вася обернулся на звон.
Родственница не улыбалась. Она моргала и ухмылялась, взявшись за косу. Похолодело внутри.
— Что ты, баба Тонь?
Он вразвалочку шел навстречу. Пропустила. Метнулся в парадные сени, надел ботинки и куртку. Отвязал калитку, привязал.
Родственница больше не выходила.
— Едем? — спросил шофер.
— Ага. Можно радио?
— Не ловится здесь...»
Микаел Абаджянц «Свет и тени», рассказ.
Тоже семейная история. Но гораздо страшнее. Просто фантасмагорическая жуть.
«...Я неслышно двигался к кровати с блестящими спинками, у которой были сложены нераспакованными игрушки. Я нагнулся, поднял один из пакетов. Тут ржавая сетка заскрипела. Воздух вздрогнул от нечеловеческого воя. С кровати что-то сползло и, шатаясь, двинулось ко мне. Вой постепенно стихал, точно глотке, его издающей, не хватало воздуха. Из темноты вынырнуло мое собственное лицо, все в багровых пятнах, губы странно кривились, по подбородку стекала красная блестящая пена. Я не слышал, что он говорит, но прекрасно понимал, что он требует положить сверток на место. Точно исполинский пузырь, что-то неведомое медленно поднималось из глубины моей души. Оно разорвалось, захлестнув меня отвращением. В то мгновение я не мог испытывать ничего, кроме глубокого отвращения к себе, к брату, ко всему, что когда-то любил и что он старался у меня отнять...»
Я думаю, эти рассказы опубликованы рядом, потому что их авторы поставили себе одну и ту же задачу - подойти к тому тёмному и инстинктивному, что скрывается внутри человеческой натуры.
Алла Латынина «Большая антология рассказа», статья.
Очень понравилось на самом деле. Ясная такая, просто написанная и по делу. Можно согласиться практически во всём.
У каждого читателя свои лауреаты и моим предпочтением в 2011 году был рассказ Юрия Буйды, а в 2012 неожиданный (для меня), сложный рассказ Анны Матвеевой вместо стильного, но линейного рассказа «Аметисты» Николая Кононова. Но это неважно на самом деле.
Интересный рассказ. Вроде бытовой, такая архивная семейная история, рассказанная ровным тоном. Но страшноватый, неоднозначный. А это самое интересное, когда неоднозначно. Будто из рук выворачивается.
«...У него тоже слезы прыгали в глазах, он увидел серую худую птичку, потянулся за ней, погнался и выбежал к огороду — перекопанному, в круглых комьях земли размером с младенческие головы. Птичка вспорхнула и испарилась в сером влажном небе. Вася обернулся на звон.
Родственница не улыбалась. Она моргала и ухмылялась, взявшись за косу. Похолодело внутри.
— Что ты, баба Тонь?
Он вразвалочку шел навстречу. Пропустила. Метнулся в парадные сени, надел ботинки и куртку. Отвязал калитку, привязал.
Родственница больше не выходила.
— Едем? — спросил шофер.
— Ага. Можно радио?
— Не ловится здесь...»
Микаел Абаджянц «Свет и тени», рассказ.
Тоже семейная история. Но гораздо страшнее. Просто фантасмагорическая жуть.
«...Я неслышно двигался к кровати с блестящими спинками, у которой были сложены нераспакованными игрушки. Я нагнулся, поднял один из пакетов. Тут ржавая сетка заскрипела. Воздух вздрогнул от нечеловеческого воя. С кровати что-то сползло и, шатаясь, двинулось ко мне. Вой постепенно стихал, точно глотке, его издающей, не хватало воздуха. Из темноты вынырнуло мое собственное лицо, все в багровых пятнах, губы странно кривились, по подбородку стекала красная блестящая пена. Я не слышал, что он говорит, но прекрасно понимал, что он требует положить сверток на место. Точно исполинский пузырь, что-то неведомое медленно поднималось из глубины моей души. Оно разорвалось, захлестнув меня отвращением. В то мгновение я не мог испытывать ничего, кроме глубокого отвращения к себе, к брату, ко всему, что когда-то любил и что он старался у меня отнять...»
Я думаю, эти рассказы опубликованы рядом, потому что их авторы поставили себе одну и ту же задачу - подойти к тому тёмному и инстинктивному, что скрывается внутри человеческой натуры.
Алла Латынина «Большая антология рассказа», статья.
Очень понравилось на самом деле. Ясная такая, просто написанная и по делу. Можно согласиться практически во всём.
У каждого читателя свои лауреаты и моим предпочтением в 2011 году был рассказ Юрия Буйды, а в 2012 неожиданный (для меня), сложный рассказ Анны Матвеевой вместо стильного, но линейного рассказа «Аметисты» Николая Кононова. Но это неважно на самом деле.