Андрей (Витальевич) Василевский (avvas) wrote,
Андрей (Витальевич) Василевский
avvas

"Бельские просторы", 2012, № 5

Кирилл Анкудинов
Любовь к трём апельсинам

Выпуск сорок третий: Достать чернил и квакать

http://www.bp01.ru/public.php?public=2374

"Кстати, о птичках: ненавижу модно-летучую теорию «приращения смысла в поэзии», считаю её порочной и вредительской. Вот подтверждение тому: Льва Оборина, автора обзора «Современная поэзия и космологическая метафора», сия теория поставила в нелепое положение. Есть стихи, в которых смысл прирастает, но эти стихи невозможно ни полюбить, ни понять (по крайней мере мне, да и Оборину, думаю, тоже). Есть, напротив, такие стихи, которые легко полюбить и понять, но в них, увы, смысл не прирастает. Куда податься Льву Оборину? Если он похвалит Кублановского, ему достанется от неистовых ревнителей смыслоприращений (уже досталось), а если превознесёт модную чепуху Драгомощенко – рискует схлопотать от меня. Такова судьба соглашателей – получать с обеих сторон. Оборин находит выход – он говорит, что современная поэзия типа разбегающаяся вселенная; Кублановского несёт в одну сторону, а Драгомощенко – в другую, противоположную. Это плохо – или это никак? Согласно Оборину, вроде плохо. Однако неисправимо. Или исправимо – но не сейчас. В общем, чувак сам себя запутал…"

"Зато дискуссия в Конференц-зале «Знамени» на тему «Поэзия XXI века: жизнь без читателей» подняла во мне бурю чувств. Восемь экспертов пытаются понять, отчего современная русскоязычная поэзия теряет читателя, высказывают объяснения на этот счёт. Отмечу два экспертных мнения; с одним из них я категорически не согласен, а со вторым, наоборот, согласен. Данила Давыдов считает, что нынешняя поэзия, усложняясь, требует специально подготовленного восприятия – подобно некоторым сферам науки. Может, оно и так; но ничего хорошего поэзии это не сулит: всякая корпоративная ограниченность поэтики обрекает её на ущербность. Иван Мятлев, будучи аристократом, писал стихи исключительно для светского салона, а Лермонтов, также будучи аристократом, писал стихи для всех – и потому Лермонтов выше Мятлева (а Борис Рыжий и Виктор Цой – неизмеримо выше Александра Скидана и Михаила Ерёмина). Поэзия включает в себя три уровня-этажа: первый, самый низкий, – корпоративный, второй – социальный (общеполитический), а третий, наивысший, – экзистенциальный (метафизический). Насильственно герметизируя поэзию, мы рискуем навсегда запереть-заточить её на первом этаже (в подвале). Другое знаменательное суждение – реплика Андрея Василевского, полагающего, что поэзия передала часть своих социокультурных функций смежным «синкретическим жанрам» (рок-поэзии, поп-поэзии, бард-поэзии и т. д.). Да, это так. Василевский – умница!"

"Роман Андрея Дмитриева ["Крестьянин и тинейджер"] – ханжеская интеллигентская агитка, совмещающая в себе две разнонаправленные натужные фальши – почвенническую фальшь и фальшь либеральную (как если бы Василий Белов не только клеймил «развратный мегаполис», но вдобавок требовал славить таджикских дворников). К тому же всё это изложено показательным «языком маститого писателя» – демонстративно наблюдательным, вязким, тягучим, обилующим никчёмными подробностями, – один лишь проход Панюкова через улицу занял полторы страницы. Добавлю: Дмитриев, щеголяя «пристальной пейзажностью-интерьерностью», совсем не ловит психофизику пространств".
Tags: Кирилл Анкудинов, журналы, критика, полемика, поэзия
Subscribe

  • "Новый мир" пять, десять, пятнадцать и двадцать лет назад

    2013, № 5 АНТОНИЙ, МИТРОПОЛИТ СУРОЖСКИЙ. О насилии Перевод с английского Е. Ю. Садовниковой и Е. Л. Майданович…

  • журналы

    ИЗ ЛЕТОПИСИ «НОВОГО МИРА» Май 50 лет назад - в № 5 за 1968 год напечатана повесть Василя Быкова «Атака с ходу». 85 лет назад - в № 5 за 1933…

  • журналы

    Даниил Владимирович Фибих (Лучанинов; 1899 — 1975) работал корреспондентом в армейской газете. 1 июня 1943 года арестован и осужден по статье 58-10…

Comments for this post were disabled by the author