Андрей (Витальевич) Василевский (avvas) wrote,
Андрей (Витальевич) Василевский
avvas

"Новый мир" 2017

"Сопоставление Лермонтова с Рыжим может показаться сомнительным. Но оно обретает правомерность в свете давней традиции, заданной «Параллельными жизнеописаниями» Плутарха: различие между Грецией и Римом того же порядка, что между Россией начала XIX и конца ХХ веков. При необъятной биографической литературе о Лермонтове первичное значение обретает ограничение этого «моря». Принципы работы Плутарха помогут и нам очертить границы привлекаемого к делу биографического материала: «Плутарх постоянно отбирает — и притом весьма произвольно — одну или несколько черт, которые кажутся ему выражением самой сути изображаемого характера, и группирует остальной материал вокруг этой сердцевины» (курсив С. С. Аверинцева — А. Б.). Указание на произвольность не должно разочаровывать, ибо Плутарх «стремится уяснить себе и читателю <…>, какой формулой можно выразить его [героя] жизненную ситуацию и жизненную позицию». Надо ли добавлять, что мы тоже хотели бы достичь подобного «уяснения», сознавая и возможную призрачность наших надежд. Стоит добавить, что Плутарх не всегда мог достичь желаемого и не скрывал своей неуверенности"
Александр Белый. О ЛЕРМОНТОВЕ, НО БОЛЬШЕ О БОРИСЕ РЫЖЕМ
http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2017_01/Content/Publication6_6532/Default.aspx

"Лермонтов проложил отсутствующую у Гёте дорогу, Гайдар пустил по ней красноармейский отряд и отметил на карте низачем не нужный Лермонтову перевал. Ландшафта без людей для Гайдара не существовало. Чистое созерцание было для него немыслимо. Не глаза, не слух, а усталые ноги и спина. Дорога не может существовать сама по себе — ее надо пройти. Самодостаточный у Гёте и у Лермонтова пейзаж превращается у Гайдара в пространство боевых действий, вся культура — в солдатскую песню, поскольку существует в контексте постоянно проживаемой в памяти Гражданской, естественным образом перерастающей в грядущую, горячо желанную, мировую. Ей, гряди! Образ покоя и дороги возникает в повести Гайдара еще раз, но уже в пародированном виде — в устах обаятельного болтуна, балагура и пересмешника — лже-дяди (в более глубоком смысле лже-отца), белогвардейца, шпиона и матерого снайпера. Положительному герою пристала великая молчаливая серьезность — злодей насмешничает"
Михаил Горелик. ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2017_02/Content/Publication6_6558/Default.aspx

"Многие газеты принадлежали «октябристам», и правительство было не в состоянии состязаться с крупным капиталом в формировании «общественного мнения». Оно опасалось вступить в конфликт с «владельцами заводов, газет, пароходов» и предпочитало закрывать глаза на многое. Олигархи были могущественны; они не любили показываться на людях, но могущество этих людей становилось зримым при виде их яхт, пришвартованных к причалам Ниццы. Яхта, подаренная миллионером Терещенко своей жене, не уступала по размерам императорской яхте «Штандарт». В отличие от большинства этих скромных людей, Гучков любил покрасоваться на публике. У него была поистине демоническая натура; ему нужно было выступать в роли героя — и чтобы все это видели. Он был молод и жаждал славы; чтобы прославиться, он поехал воевать с англичанами в Африку; он не кланялся пулям, был ранен и попал в плен. «Гучков — любитель сильных ощущений и человек храбрый», — отметил в своих мемуарах Витте. Рана долго давала о себе знать, но, вернувшись из Африки, Гучков отправился сражаться с турками в Македонии, а потом — воевать с японцами в Маньчжурии. Все эти эскапады доставили Гучкову известность, которую он сумел использовать: во время революции 1905 года он выступил с инициативой создать партию крупного капитала — и поскольку эти скромные люди не стремились выйти на сцену, то Гучков стал бессменным лидером «октябристов». Гучков был горяч и бесстрашен не только на полях сражений: он шесть раз дрался на дуэлях, посылая вызовы направо и налево"
Сергей Нефедов. ЛИЧНЫЙ ВРАГ ИМПЕРАТОРА
http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2017_03/Content/Publication6_6580/Default.aspx
Tags: "Новый мир", Аркадий Гайдар, Борис Рыжий, Михаил Лермонтов, журналы, история
Subscribe

  • журналы

    "НОВЫЙ МИР", 2018, № 3 - открыты следующие материалы номера: КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ [ "Матильда" и "Мешок без дна"]…

  • чтение / кино

    Наталья Сиривля ("Новый мир", 2014, № 3): "У англичан/американцев Холмс — социопат, слишком высоколобый, чтобы вынести идиотизм «сплоченного…

  • журналы

    Сергей Оробий: "Ценная рубрика, появившаяся в «Новом мире», — «Сериалы с Ириной Светловой». В июньском номере обозревается «Мир Дикого…

Comments for this post were disabled by the author