Андрей (Витальевич) Василевский (avvas) wrote,
Андрей (Витальевич) Василевский
avvas

Category:

"Новый мир" 2017

Стив Уитт. Как музыка стала свободной. Конец индустрии звукозаписи, технологический переворот и «нулевой пациент» пиратства. Перевод с английского А. Беляева. М., «Белое яблоко», 2016, 304 стр.

Книга Стива Уитта, журналиста и представителя «поколения пиратов», посвящена цифровому пиратству, феномену, изменившему нашу жизнь. То, что когда-то было андеграундом, обладавшим «извращенной привлекательностью», сейчас стало нормой, хотя и порицаемой частью общественности. Уитт задается вопросом, откуда в интернете взялась вся эта музыка. Сочетая технологический подход и жанр классического журналистского расследования, автору удалось найти многое: «...нашелся манифест первой „банды” mp3-пиратов <…> Я нашел взломанную программу к оригинальному кодировщику mp3, которую даже сами ее создатели считали пропавшей. Затем мне удалось найти секретную базу данных, где зафиксирована история утечек». Изучив тысячи страниц судебных документов, Уитт пришел к выводу о «существовании глобального заговора». Пиратство лишь потом стало модной субкультурой, но начиналось все благодаря нескольким хорошо организованным группировкам.
История цифрового пиратства складывается из трех сюжетов: первый из них — изобретение формата mp3 Карлхайнцем Бранденбургом и его соратниками (впрочем, началось все с его учителя, Дитера Зайтцера, придумавшего способ передачи музыки по телефонным линиям). Второй выстроен вокруг Делла Гловера, «нулевого пациента интернет-пиратства», впервые в истории укравшего музыкальные записи и выложившего их в интернет. В это же время глава Universal Music Даг Моррис начинает понимать, что пиратство способно положить конец музыкальной индустрии. «Как музыка стала свободной» — не унылое академическое исследование, скорее это остросюжетный роман, где, в общем, нет плохих и хороших, а есть случайное стечение обстоятельств: «Вы хоть сами поняли, что вы сделали? — вопрошал Адар Бранденбурга после их первой встречи. — Вы же убили музыкальную индустрию!» Бранденбург так не считал. Ему казалось, что mp3 «очень хорошо и естественно встроится в музыкальный бизнес».
Один из неочевидных мотивов в книге — это роль рэпа в становлении субкультуры пиратства. Делл Гловер — поклонник этого жанра, именно страсть к музыке подтолкнула его к краже, а ведущие хип-хоп лейблы то и дело упоминаются в расследовании Уитта.
«Как музыка стала свободной» — это летопись событий и имен, фундамент для дальнейших социологических и культурологических исследований, которые непременно последуют, в этом сомневаться не приходится.

КНИЖНАЯ ПОЛКА МАРИИ НЕСТЕРЕНКО
http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2017_02/Content/Publication6_6565/Default.aspx
Tags: "Новый мир", журналы, критика, рецензии
Subscribe

  • город

    Москва, Пушкинская площадь, 28 февраля фото © avvas, 2018

  • ***

    Положение о проведении Первого Санкт-Петербургского Поэтического конкурса «Критерии свободы» имени Иосифа Бродского…

  • Москва

    Будет составлена литературная карта Москвы Указателями отметят места столицы, которые фигурируют в знаменитых произведениях русской…

Comments for this post were disabled by the author