Андрей (Витальевич) Василевский (avvas) wrote,
Андрей (Витальевич) Василевский
avvas

Category:

журналы

Саша Щипин. Бог с нами. М., «Э», 2017, 288 стр., 3000 экз.
Первое, чем приятно удивляет этот роман, так это изощренностью письма «начинающего», как сказано в аннотации, автора. Ну и второе — продолжающее первое — органичностью сочетания языка новейшей русской литературы с традиционной, от XIX века доставшейся нам проблематикой «большого русского романа». А перед нами действительно роман — относительно небольшой по объему, но со всем ему полагающимся: многофигурностью, тщательной проработкой социально-психологических планов, с параллельным развитием нескольких сюжетных линий (любовной, детективной, ну и, естественно, главной, которую в данном случае следует назвать «богоискательской»), и все эти линии, как и требует жанр, сходятся и совместно разрешают в финале основной сюжет. Стилистика повествования — стилистика фантасмагории. Издатели определили ее еще и как «магический реализм», но, на мой взгляд, в «реализме» щипинской прозы «магическое» выглядит некоторой условностью. На деле автор строго следует за социально-психологическими реалиями нашей сегодняшней жизни, в изображении которой — то есть в художественном ее исследовании — стремится к предельной достоверности, обнаженности, активно используя гротеск. Ну а здесь ход от «физики» описываемой жизни к ее «метафизике» самый прямой.
Завязка: в одном из крупных провинциальных русских городов народ озабочен тем, что Конец Света идет уже несколько месяцев, а Бог так и не объявился. При всей ироничности письма, перед нами отнюдь не литературная игра или роман-фельетон. Ирония по отношению к героям и закадровая самоирония автора, сознающего, что он в этом тексте вынужден становиться в позу чуть ли ни наследника Толстого и Достоевского, воспринимаются как способ избавиться от неизбежной пафосности и литературщины в обращении с главными вопросами: «Чем жив человек?» и «Где (или в чем) для человека бог». На самом деле автор серьезен. И даже пафоса не боится: «Они шептали слово „пусть”, потому что это очень хорошее слово, в котором так много всего, в котором сразу и свобода и обреченность, потому что пусть рай, пусть ад, и вообще, пустите нас в пустыню, а то быть этому месту пусту, я, может быть, как-то не так говорю, мы сами не местные, оттого я несколько косноязычен, вы уж простите, только мы пойдем, к тому ж темно и старшенький у вас уже плачет. Они шептали слово „хватит”, потому что хватит возиться с собой. Потому что хватит носиться с собой, как с писаной торбой. Это хороший образ — писаная торба. Выкинь торбу, дурак, переложи ее содержимое в целлофановые пакеты…»

Сергей Костырко - КНИГИ
http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2018_2/Content/Publication6_6847/Default.aspx

http://novymirjournal.ru/
Tags: "Новый мир", журналы, книги, литература, периодика, писатели, чтение
Subscribe

  • * * *

    Оригинал взят у paslen в Ретроспектива Гелия Коржева в Третьяковке на Крымском валу Тут две темы, переходящие друг в друга – выставка…

  • разное

    Павел Спиваковский: Иллюзии «Медного всадника» О том, как Пушкин предвосхитил открытия ХХ века, касающиеся темы общей для всех реальности…

  • разное

    Мандельштам в записях Александра Гладкова http://www.colta.ru/articles/literature/7749 В Музее Москвы открывается выставка "Духовка и нетленка.…

Comments for this post were disabled by the author