Андрей (Витальевич) Василевский (avvas) wrote,
Андрей (Витальевич) Василевский
avvas

Category:

журналы

мартовском «Новом мире» опубликованы рассказы известного писателя и бизнесмена Алексея Музычкина — ни много ни мало девятнадцать, целый сборник. В этот раз, словно вопреки словам из песни Михаила Щербакова: «А если что-то надо объяснять, / то ничего не надо объяснять», Музычкин оставляет комментарий к каждому из своих небольших текстов, резонно замечая в авторском вступлении к подборке, что проза философского содержания, в данном случае «замешанная» на творческих изысканиях английских поэтов-метафизиков XVII века вроде Джона Донна, часто требует разъяснений. Авторские сюжеты, при всём своём разнообразии, имеют в своей основе общую идею: пусть человек и обладает языком, умом и силой, но он — лишь пешка на шахматной доске Мироздания.
В некоторых рассказах («Сокровище», «Голубое небо над Амстердамом») привычные вещи рассматриваются под нетривиальными углами: так, распро­с­транённое, казалось бы, явление — найденный клад — переворачивает детские жизни с ног на голову, а мир философов прошлого с их высокими устремлениями и благородными изысканиями показан с неприглядной стороны: у Музычкина это просто утомлённые, измотанные люди, ищущие опоры в жизни.
Особенно писателю удались тексты, тяготеющие к жанру психологической зарисовки («Меня зовут Эрвин», «Дунайские волны») и при всей своей лаконичности требующие от автора недюжинной изобретательности и мастерства: обыкновенный разговор постепенно «обрастает» мясом хитроумного замысла, а знаменитый вальс «Дунайские волны» становится лейтмотивом короткой, но выразительной истории о простых человеческих чувствах, которые не может заслонить никакая, даже самая страшная и братоубийственная, война:
«Удивительно было то, что музыка всё не кончалась, не сменялась новой мелодией, вальс тянулся бесконечно. Вскоре я понял, что примерно каждые три минуты игла на патефоне подпрыгивала, словно давешняя птица на тропинке, и мелодия принималась играть с начала, звуками своими похожая на утреннее воспоминание о каком-то не законченном накануне смертельно скучном деле».
Авторские комментарии проясняют многие тёмные моменты этой прозы. Например, рассказ «Меня зовут Эрвин» выражает экзистенциалистские (в данном случае — сартровские) теории, а рассказ «Кольца Сатурна» горячо полемичен по отношению к ним. И в жанре притчи («Прощание»), и в духе постмодернизма («Черёмуховая сказка») Музычкин верен своему непростому принципу: «использовать язык, чтобы обессилить его воздействие на наше сознание разумными формулами», вследствие чего читатель волен как воспринимать эти рассказы отдельно от комментариев, так и обращаться к ним, что в данном случае — отдельное литературное удовольствие"

http://znamlit.ru/publication.php?id=7411

рассказы Алексея Музычкина см.: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2019_3/Content/Publication6_7127/Default.aspx
Tags: "Новый мир", журналы
Subscribe

  • журналы

    "НОВЫЙ МИР", 2021, № 9 - открыты для чтения следующие материалы: Станислав Лем - ПОЗНАНИЕ И ЗЛО Перевод с польского и предисловие Виктора…

  • журналы

    "НОВЫЙ МИР", 2021, № 9 - открыты для чтения следующие материалы: Сергей Попов - ПОПОЛЗНОВЕНИЯ ОТКАЗНИКА. Стихи…

  • журналы

    "НОВЫЙ МИР", 2021, № 9 - открыты для чтения следующие материалы: Андрей Левкин - РАСЩЕПЛЕНИЕ ИНЕРЦИИ [800 лет Нижнего Новгорода: пересборка.…

Comments for this post were disabled by the author